Рейтинг@Mail.ru
Новожилов: Томску необходимо менять бюджетную политику. Интервью - РИА Новости, 06.06.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новожилов: Томску необходимо менять бюджетную политику. Интервью

© Фото : с сайта Думы г. Томска Депутат Думы г. Томска Кирилл Новожилов
Депутат Думы г. Томска Кирилл Новожилов
Читать ria.ru в
Муниципальный долг города Томска летом 2012 года превысил 50% от уровня собственных доходов и составил более 2 миллиардов рублей, а разница между доходами и расходами перевалила за 600 миллионов рублей. О том, что делают власти для изменения ситуации, РИА Новости рассказал председатель комитета по бюджету, экономике и собственности томской городской думы Кирилл Новожилов.

- Кирилл Львович, в 2012 году расходы бюджета Томска превысили доходы на 680 миллионов рублей. Почему город каждый год вынужден занимать деньги?

- Занимать – это повсеместная практика: семьи, компании, бюджеты берут взаймы. При этом Томск выгодно отличается от других городов тем, что привлекает не только кредиты, но и покрывает дефицит за счет размещения облигационных займов. Жизнь в долг в определенном смысле выгодна. Что такое профицитный бюджет помимо определенности с источниками покрытия расходов? Это упущенные возможности города тратить на развитие сегодня, чтобы завтра получить эффект. Эффект этот может быть куда выше стоимости привлеченных на покрытие дефицита средств. Пример этого года – средства, направленные на строительство пушкинской развязки (двухуровневая развязка в географическом центре города за 3 миллиарда рублей).

С другой стороны, у нас год от года возрастает перечень полномочий, исполнение которых не подкреплено финансированием. В 2012 году таковых оказалось 16. Софинансирование из вышестоящих бюджетов приходит позже сроков, в которые требуется произвести работы. Вот он еще один объективный повод занять.

- Но 2 миллиарда рублей или более 50% от доходов – это критическая отметка?

- Я не сторонник мнения, что город проводит рискованную бюджетную политику. В последние годы соотношение муниципального долга к собственным доходам колебалось на уровне 38-39%. Рост был зафиксирован в минувшем году до 48%. Так что говорить о том, что именно летом 2012 года Томск неожиданно вошел в бюджетное пике, было бы неверно. Что значит 2 миллиарда долга? В случае, если мы преодолеваем "порог" в 50%, область приостанавливает трансферты. По закону, чтобы ввести внешнее управление, нужно, чтобы долг достиг 100% от уровня собственных доходов. А собственные доходы города – это лишь 35% средств, которые тратит Томск. Оставшиеся 65% поступают в виде трансфертов из вышестоящих бюджетов. То есть муниципальный долг не такой уж и большой. А вот тенденция нехорошая.

- Есть идея сменить пропорцию и тем самым переломить ситуацию. Почему городу необходимо иметь больше собственных средств?

- Сегодня ситуация выглядит так: на две трети обязательств мы получаем деньги с опозданием, которое заложено в самой процедуре обоснования трансфертов: город просит у области, область - у федерации. Уходит драгоценное время, и с опозданием деньги уже не так эффективно работают. Если бы деньги были в городском бюджете запланированы изначально, многие проекты можно было бы разворачивать уже с начала года – вовремя проводить конкурсы, тщательнее планировать. Мы хотим хотя бы на часть "стульев" получать деньги "утром".

- А какова должна быть "правильная" пропорция?

- Это 70% собственных доходов и 30% трансфертов. Все равно придется просить 30%, но зато 70% можно будет более эффективно использовать.

- Сколько отчислений получает Томск из того, что зарабатывает?

- Томск собирает около 50 миллиардов рублей, из которых в городе остается только 5. Конечно, при такой структуре распределения налогов Томск всегда будет дотационным и будет вынужден "подпитываться" трансфертами. Похожая ситуация у всех городов страны, за исключением, наверное, Санкт-Петербурга и Москвы, которые имеют статус субъектов.

- Однако Томску все-таки отдали ряд налогов, которые принесут в бюджет города еще 400 миллионов рублей.

- Это решение нового губернатора. Сергей Анатольевич (Жвачкин) пришел с этим к городским депутатам, чтобы начать нормальный разговор. Областная администрация тоже понимает: город должен быть заинтересован в развитии налогооблагаемой базы. Если из 13 миллиардов доходов бюджета 2011 года только 5 миллиардов – это деньги, которые заработаны, то говорить о рычагах влияния на развитие городской экономики не приходится. Попросту нет мотива. Понятно, что отпустить централизацию никто не готов. Но ослабить, изменив пропорцию в сторону уменьшения трансфертов, было бы логичным. Прежде всего это изменит в определенном смысле иждивенческую позицию города. Томск будет меньше просить "закрыть" расходы, при этом обретет стимул к тому, чтобы эффективно работать с налогоплательщиками по тем видам отчислений, которые останутся в городском бюджете.

- Кто стал автором идеи передать налог на имущество организаций в муниципалитеты региона, с которой власти города обратились в областную администрацию?

- Это идея наших местных экономистов, мы стараемся обосновать целесообразность такого шага, хотя понимаем, что это сделать сложно. Естественно, областная администрация будет давать отрицательные заключения на этот счет. Но исполнительная власть Томска вместе с городскими депутатами пытаются доказать, что сейчас эти деньги работают не так эффективно, как могли бы.

- По сути, председатель областной думы Оксана Козловская дала понять, что эта тема до 2013 года подниматься не будет…

- Я думаю, что этот вопрос будет и дальше затягиваться, но мы его будем будоражить: капля камень точит. Есть надежда на лобби областных депутатов от городских округов.

Мы же не просто просим денег. Аргументируем тем, что из-за длительности процедуры обоснования трансфертов полученные в результате переговоров средства тратятся не столь эффективно.

- Что планируют предпринять городские власти, чтобы нарастить доходы и избавиться от муниципального долга уже в этом году?

- Прежде всего необходимо остановить рост существующего долга и выйти на бездефицитный бюджет по итогам года. Это будет непросто, поскольку городу придется "расшивать" узкие места доходной части бюджета, искоренять причины, по которым эти доходы не поступили в бюджет.

Основа упущенных доходов – это необоснованно предоставленные льготы за пользование муниципальной собственностью и долги по аренде за землю. По итогам заседаний рабочей группы думы Томска по снижению муниципального долга принята следующая стратегия. Во-первых, администрация под нашим контролем должна провести мониторинг льгот. В Томске достаточно имущества отдано различным организациям в безвозмездное пользование. Передача таких объектов зачастую происходит эмоционально. Конечно, есть организации, которые умеют привлекать ресурсы - на лечение детей, развитие детского спорта... Но есть и такие организации, за которыми не стоит реальной общественной работы, а бюджет при этом лишается доходов.

Сегодня выработаны критерии, по которым будет проводиться анализ деятельности подобных организаций. По окончании финансового года они будут отчитываться перед депутатами. И лишь в случае, если общественная деятельность приносит реальную пользу томичам, мы будем продлевать аренду.

- Сколько денег недополучает городской бюджет за счет такой благотворительности?

- Около 600 миллионов в год. Но здесь не только безвозмездное пользование помещениями, но и другие льготы населению. Конечно, мы не будем забирать их у пенсионеров и незащищенных слоев. Но от некоторых уже готовы отказаться, поскольку фактически финансируем полномочия немуниципального уровня. Эти меры могли бы принести в бюджет 40-50 миллионов рублей уже в 2012 году.

Кроме того, в Томске существует многомиллионная просроченная задолженность в виде арендной платы за землю. Прежде всего, это долг строительных организаций, которым дали послабления во время кризиса. На данный момент они задолжали бюджету почти 350 миллионов рублей. На 100 миллионов рублей иски в судах. Но мы понимаем, что процессы могут длиться годами. Потому сейчас принято решение сконцентрироваться на переговорном процессе с руководителями строительных компаний. Если предприятия-флагманы отрасли погасят долги, то это закроет до 30% долга.

- Будут ли здесь крайние меры, например, лишение участков или снос?

- Не исключаю, что такие шаги могут быть предприняты уже в этом году. На заседании комитета по бюджету, экономике и собственности мы дали поручение городской администрации разработать вопрос о механизме по лишению участков и даже сносу построенных на них зданий в случае неоплаты.

- Вы рассчитываете на помощь области по решению вопроса дефицита?

- Дефицит сегодня составляет 680 миллионов рублей. При этом 570 миллионов рублей – это незапланированные расходы по судебным искам прошлых лет. Только энергетикам по решению суда за долги, накопившиеся в начале 2000-х, бюджет выплатил 280 миллионов рублей. Так что да, нам не обойтись без областных трансфертов на погашение дефицита. Если мы получим субвенцию из области, сможем сэкономить какие-то городские деньги. Ну и, конечно, пересмотрим старт ряда мероприятий, которые, возможно, не стоит финансировать, поскольку завершить по ним работы в этом финансовом году город уже не успеет.

- С какими показателями ожидается завершить 2012 год?

- В 2011 году у города был большой инфраструктурный проект – строительство крупной развязки в центре города стоимостью почти 3 миллиарда рублей, благодаря этому в том числе, расходную часть в 2011 году мы закончили на 13 миллиардах рублей, доходную – чуть больше 12 миллиардов. В 2012 году, я надеюсь, мы выйдем по расходам на 13 миллиардов, и хотелось бы, чтобы такой же была и доходная часть, то есть без дефицита бюджета.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала