Рейтинг@Mail.ru
Мэр Томска: мы потребуем качественных транспортных услуг от маршруток - РИА Новости, 06.06.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мэр Томска: мы потребуем качественных транспортных услуг от маршруток

Читать ria.ru в

Недовольство жителей Томска тесными устаревшими "ПАЗиками", а также тем, что их водители нарушают графики и правила движения, работают без кондукторов, привело к тому, что власти решили кардинально изменить ситуацию на рынке пассажироперевозок. О планируемых изменениях в интервью РИА Новости рассказал мэр города Николай Николайчук.

Маршрутки и ПАЗы

- Николай Алексеевич, почему транспортную схему Томска, которую этим летом хотели кардинально изменить, решили оставить прежней?

- Идея не выдержала проверку на одобрение горожан, решили, что революции не будет. Сейчас одна из главных задач - объединить всех перевозчиков одного маршрута в одну организацию, для чего не нужно переделывать транспортную схему. В Томске 845 маршруток, среди них восемь юридических лиц. Но на одном маршруте должен быть один хозяин, который следит за выполнением графика движения. И процесс такого объединения уже начался: в лидерах 53-й маршрут, они провели собрание, зарегистрировали ООО, а 8-й и 9-й создали фирму под названием "Садко"… А ведь три года реально ушло, чтобы убедить "маршрутников" объединиться!

- Маршрутная сеть Томска останется прежней?

- Изменения будут, но совсем небольшие, локальные. Был момент, когда хотели убрать маршруты, которые дублируют наш электротранспорт. Но поскольку решили быть с частным бизнесом партнерами, а они этого не поддержат, то решили, что и нам лукавить не стоит.

- А что произойдет, если кто-то не захочет объединяться и подписывать соглашения?

- Как только выйдет федеральный закон "О принципах организации транспортного обслуживания населения" (он рассматривается уже в третьем чтении в Госдуме), маршруты, которые не объединятся, и не подпишут с нами соглашение, выставим на конкурс. Договоры, которые мы предлагаем заключить сейчас – без конкурса, и мы понимаем, что частные перевозчики - наши коллеги по перевозке людей, и если они берут ответственность за качественную перевозку, то закон позволяет нам заключить длительное соглашение - на три-пять лет.

- Как вы будете контролировать качество перевозок?

- Мы создали Центр организации контроля перевозок. Мы предложим перевозчикам установить ГЛОНАСС-навигацию, которая будет заведена на сервера этого центра. И будет видно, нарушают водители график или нет. Если зафиксировали нарушения, можем расторгнуть контракт и выставить маршрут на торги. А они очень боятся потерять свои маршруты. Но пока мы сказали им, что обойдемся без конкурсов и не собираемся никого выгонять, поскольку прекрасно понимаем, что это их бизнес, который семьи кормит. Однако услуги потребуем оказывать качественно.

- Можно ли как-то повлиять на то, чтобы стало меньше тесных "ПАЗов"?

- Да, ведь кроме прочего это и небезопасно. Мы получили информацию от завода, что пробег такого автобуса не должен превышать 256 тысяч километров, а в год у нас "ПАЗик" пробегает примерно 50 тысяч. Получается, он должен служить около пяти лет. Но у нас из 845 единиц, наибольшее количество - 220 - выпуска 2001 года. А вот 2012 года – всего восемь. Автобусы изживают себя, докатывают последние дни, и, конечно, нам нужны автобусы средней вместимости, хотя они дороже.

Но чтобы произвести такую замену, нужно чтобы на каждом маршруте появился один перевозчик, и в долгосрочном соглашении мы пропишем обязательства по обновлению парка, а в дополнение еще одно соглашение – о компенсации процентной ставки по кредитам для малого бизнеса на приобретение нового подвижного состава. Подготовим соответствующую программу, с которой выйдем на думу - сколько заложить денег в бюджет на компенсацию процентов.

- Это будет в 2013 году?

- Первое соглашение заключим в декабре 2012 года, и я ставлю задачу, чтобы 50% участников маршрутной сети до конца этого года их подписали. Надеюсь в первом квартале 2013 года завершить эту работу. Из всех проблемных точек, которые существуют в городе, есть две, которые мне жить спокойно не дают – это "маршрутники" и управляющие компании. Есть, конечно, и другие проблемы: ремонт дорог, чистка снега, но там уже все системно работает, а здесь пока нет.

Муниципальный транспорт

- Николай Алексеевич, а как обстоит ситуация с электротранспортом?

- Помимо маршруток, в Томске 45 трамваев, 97 троллейбусов и 24 муниципальных автобуса, и я считаю, что нужно и дальше обновлять состав. В свое время, в 2007 году, когда "маршрутники" посчитали, что электрический транспорт у нас "на боку", они пытались нас прижать и остановили город. Доказывая, что власти тоже полноценные участники процесса перевозок, мы решили убрать этот монополизм и решили тогда развивать электрический транспорт.

- А что с муниципальными автобусами?

По федеральной программе обновления общественного транспорта были куплены 24 автобуса, долгов за них сейчас нет, но надо признать, что здесь мы немного погорячились, и они не выдерживают конкуренции с "маршрутниками". Частные перевозчики платят упрощенные налоги, а муниципальное предприятие рассчитывается "полным рублем". Если с электрическим транспортом экономика другая, то только в 2012 году каждый автобус принес убытков по 2 миллиона рублей. Поэтому сейчас мы предлагаем их отдать на обслуживание бизнесу, и он готов их взять.

Так что я пока не думаю, что город будет приобретать еще автобусы. С другой стороны, в свое время они выполнили важную социальную функцию. Был момент, когда "маршрутники" отказались ездить в село Дзержинское (пригород Томска). Чего мы только не придумывали, но выручили именно эти муниципальные автобусы.

- Должен ли дотироваться муниципальный транспорт?

- Да, но меня никто не поймет, если я бюджетные деньги считать не буду. Потому что мы и так вкладываем сотни миллионов в обновление парка ТТУ, компенсируем убытки этих 24 автобусов.

- Какой сейчас баланс между частным и муниципальным транспортом. И каким он, по вашему мнению, должен быть?

- В настоящее время доля муниципального транспорта в Томске около 20%. И я с жаром отстаивал идею сохранения электрического транспорта, потому что нельзя было оставлять монополию частным перевозчикам. На мой взгляд, муниципалитет должен обеспечить минимальную необходимость пассажироперевозок, чтобы на случай забастовки частников, пусть с трудом, но мы смогли перевезти людей. По моим расчетам, одну треть транспортных перевозок должен осуществлять муниципалитет, максимум 50%, но не больше. Остальные средства лучше пустить на то, чтобы бизнесу процентную ставку компенсировать. Городу и так есть чем заняться - трамвайные пути нужно ремонтировать и многое другое.

Тарифы

- Каким видят будущее томского транспорта томские власти?

- Конечно, мы должны стремиться к тому, что можно увидеть в Европе. Там и в центре нет пробок, потому что машину где попало не бросишь, будет огромный штраф. И машина в центре города там просто обуза. Но и общественный транспорт хороший должен быть - красота, порядок и табло на остановках, но там все-таки и стоимость проезда выше – от одного евро. И пусть это не разовая оплата, а за час или полтора проезда, но ведь и у нас человек тоже иногда едет в троллейбусе около часа, но платит 7 рублей, а никак не 40 и не 50. Я не призываю к таким ценам, но в целом уровень цен в Европе не сильно отличается от нашего. А если бы у нас проезд стоил по 50 рублей, то все "маршрутники" давно бы ездили на новых автобусах, дотации были бы не нужны, и платежи по лизингу давно бы закрыли.

- Как только соглашения будут подписаны, возможно, повысится плата за проезд?

- С 2007 года проезд повышали дважды, я много наслушался тогда. Но мы никуда не денемся от пересмотра тарифа в 2013 году. На сколько, пока не знаю, цифры назовем, когда объемы доходов и перевозок "маршрутников" станут прозрачными. Кроме того, я рассчитываю, что после заключения соглашений доходы водителей и кондукторов станут "белыми", а не так, как сейчас – ни пенсионных отчислений, ничего. И будут соблюдаться графики движения, в салоне исчезнут "шансон" и сигареты. И вот только после этого мы будем готовы разговаривать на тему тарифа, который они пока даже предъявить не смогли.

- Как их будут контролировать?

- Специалисты Центра организации контроля перевозок проводят контрольные выезды и фиксируют нарушения на видео и фото. Например, если водитель во время движения разговаривает по сотовому телефону. Совсем недавно был случай, когда автобус врезался в остановку, за такое нужно лишать маршрута. Основным наказанием станет прекращение обслуживания маршрута и выставление его на конкурс для другого перевозчика.

- В перспективе тариф муниципального транспорта сравняется с частным? Ведь новые троллейбусы и трамваи ничем не хуже…

- Если качество перевозок не уступает, то, наверное, он должен быть единый. Но нужно четко понимать, как не нанести ущерб ТТУ. Поэтому торопиться не будем. В таком вопросе как транспортное обслуживание нужны выверенные шаги. Здесь очень большая цена ошибки.

- Откуда у вас уверенность, что на маршруты, выставленные на конкурс, найдутся претенденты?

- Первое: я знаю о желании определенных перевозчиков увеличить свой бизнес. Второе - есть ряд заводов, выпускающих автобусы, и они готовы создавать в городах свои филиалы по обслуживанию пассажироперевозок. Например, Горьковский автозавод (ГАЗ), "Роял групп" – компания, которая занимается перевозками и сможет привезти крупную партию новых автобусов, она готова участвовать в конкурсе. Но они хотят понимать, на каких условиях. У них есть договоренности с "Газпромом", автобусы на газе очень выгодны. Конечно, пока все это предварительные договоренности, но уже понятно, что бизнес в этом плане наконец-то сформировался. Хотя сейчас нам нельзя в нашего перевозчика кидаться камнями, давайте честно признаемся, что в 2001 году это был выход для Томска, и тогда они нас выручили.

Планы и перспективы

- Будет ли еще обновляться электротранспорт?

- Пока я смотрю вперед только до конца 2012 года. Сейчас ТТУ нужно около 40 миллионов рублей на то, чтобы покрыть убытки из-за строительства пушкинской развязки, где на все лето мы остановили работу двух маршрутов, а затраты они продолжали нести - людей никто не уволил, содержали помещения.

Но мы не отступаемся от задуманного и будем продолжать обновлять электротранспорт. Я думаю, в 2013 году еще ничего не купим, а вот к 2014 году, возможно, подойдем к тому, чтобы снова обновить подвижной состав. Кроме того, вопрос скоростного трамвая Томск - Северск никуда не делся, у нас уже готовы расчеты технико-экономического обоснования инвестиций.

Еще одна мечта - убрать трамвайный парк с Комсомольского проспекта (центр города) в микрорайон Черемошники (окраина города). Планируем убрать с Комсомольского и "Спецавтохозяйство" - мы уже выделили им землю в районе приборного завода (северо-восточная окраина Томска). Земля в центре города дорогая, найдем инвестора, который будет готов ее купить, чтобы за эти деньги можно было построить новый парк, поменять трамваи. Сейчас ищем место под новый трамвайный парк, который будет построен из легких конструкций, а не этих ангаров, которые строили еще в 1970-е.

- А какие модели автобусов будут рекомендованы на замену "ПАЗам"?

- Будем смотреть соотношение цена-качество, но не думаю, что это должны быть китайские автобусы. Лучше что-то наше – "ЛиАЗ". Белорусский "МАЗ" предлагает очень интересную линейку автобусов, наши братья-белорусы очень серьезно в этом плане подвинулись, и надо отдать им должное.

Думаю, будущее Томска и за электрическим транспортом. Я прокатился на троллейбусе с мэром Новосибирска - они сделали завод по изготовлению литий-ионных аккумуляторов, и сейчас достигли 30-километрового пробега без электрических проводов. Такой троллейбус позволит сэкономить на строительстве сетей, и это тоже выход для Томска. Мы разговаривали с минчанами ("Белкоммаш"), возможно ли дооборудовать их троллейбусы такими батареями. Они сказали, что это возможно. Но пока городу нужно пережить сложный период и рассчитаться с долгами ТТУ.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала